Долгополова Вера Викторовна
ФЭМП в интеграции с другими видами деятельности в соответствии с ФГОС ДООтличительная особенность современной педагогики – ее устремленность в будущее. В наше время появились не только новые методы изучения математики, но и сама математика является мощным фактором развития ребенка, формированием его познавательных и творческих способностей. Интеграция (по Ожегову) – части одного целого. Интегрированный подход соответствует одному из принципов дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но емким. Реформирование системы дошкольного образования в связи с принятием (ФГОС ДО) федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования предполагает пересмотреть устоявшееся в теории и практике содержание, методы и формы работы с детьми. В новых условиях необходимо применять гибкие модели и технологии образовательного процесса, предполагающих активизацию самостоятельных действий детей и их творческих проявлений, гуманный, диалогичный стиль общения педагога и ребенка. Интегрированные занятия это не нововведение, а хорошо забытое старое и знакомое, особенно опытным педагогам. Ведь термин «интегрированные» занятия появился ещё в 1973 году, но этот вопрос был недостаточно разработан в то время. Согласно ФГОС ДО программа должна строится на основе принципа интеграции образовательных областей:
(ФЭМП) Формирование элементарных математических представлений дошкольников входит в образовательную область "Познавательное развитие" и направлено на получение первичных о свойствах и отношениях объектов окружающего мира : о форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени Именно при приобретении математических представлений, ребенок получает достаточно чувственный опыт ориентировки в разнообразных свойствах предметов и отношениях между ними, овладевает приемами и способами познания, применяет сформированные в ходе обучения знания и навыки на практике. Интеграция умственной и физической нагрузки может осуществляться в процессе наполнения физкультурных видов деятельности математическим содержанием.Во время проведения (НОД) непосредственной образовательной дельности по физической культуре дети встречаются с математическими отношениями: сравнить предмет по величине и форме или определить, где левая сторона, а где правая. На занятиях мы используем различные плоские и объемные геометрические фигуры и цифры. Большая работа ведется по ориентировке в пространстве и относительно своего тела. (ФЭМП) Формирование элементарных математических представлений непосредственно связанно с образовательной областью «Речевое развитие», где основной задачей является развитие математического словаря у детей . В процессе интеграции осуществляется практическое усвоение детьми лексико-грамматических категорий и отрабатывается правильное звукопроизношение. Процесс формирования математического словаря предполагает планомерное усвоение, постепенное его расширение. Так, качественные отношения ( «много», «один», «ни одного», «столько — сколько», «поровну», «больше»,«меньше») должны осознаваться в практических действиях по сравнению совокупностей и отдельных предметов; На занятиях дети учиться не только распознавать величину предметов, но, и правильно отражать свои представления («шире — уже», «выше — ниже», «толще — тоньше»); отличать изменения общего объема ( «больше — меньше»,«большой — маленький»); находить более сложные ориентировки в величине предметов ( «высокий»,«ниже», «самый низкий»); осваивать существительные, обозначающие предметы, геометрические фигуры ( «круг», «квадрат», «треугольник»), а так же пространственные отношения и временные обозначения («утро», «день», «вечер», «ночь», «сегодня», «завтра», «быстро», «медленно»; названия дней недели, месяцев). Ознакомление с литературными произведениями и малыми формами фольклора способствует формированию у ребенка представлений об особенностях различных свойств и отношений, которые существуют в природном и социальном мире; это развивает мышление и воображение ребенка, обогащает эмоции, дает образцы живого русского языка. Многие произведения, способствуют формированию представлений о количественных отношениях, частях суток, днях недели, временах года, величине и ориентировке в пространстве. Во время чтения художественной литературы и составления небольших рассказов, нами обращалось внимание на количество частей того или иного произведения.В любой из сказок, будь она народная или авторская, присутствует целый ряд математических понятий. Сказки «Колобок», «Теремок», «Репка», «Зимовье» и «Телефон» знакомит с количественным и порядковым счетом, да еще и основами арифметических действий. В работе также широко можно использовать такие малые фольклорные формы как, пословицы, поговорки, потешки, прибаутки, считалки и конечно загадки. Математика проникает в «Художественно эстетическое развитие» и помогать решать задачи через свои методы и приемы. Зрительные, осязательные ориентиры помогут детям более детально запомнить, прочувствовать те или иные математические понятия. «Пластилиновые цифры» — поделки из пластилина в виде той или иной цифры, «Мой домик», «Цветная мозаика» — конструирование из геометрических фигур или «Веселые цифры».) Мы обращаем внимание, на сколько частей и какого размера нужно разделить кусок пластилина или полоску бумаги.Как можно получить предмет той или иной формы, закрепляя не только цвет, форму, размер предмета, но и его пространственное расположение. При проведении рисования растений, природы, отмечаем расположение предметов, считаем сколько частей и где, нужно изобразить, объект находится в верхнем правом углу и в нижнем левом углу и т.п.) На музыкальных занятиях используем музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма, которые способствуют развитию и закреплению некоторых математических определений. Дети узнают, что звук бывает длинным и коротким, высоким и низким ("Звучащий клубок”, "Игры с пуговицами”, "Птички и птенчики”, "Три медведя” и т. д.) Музыкальные подвижные игры способствует закреплению знания цвета, формы предмета. А так же закрепляется навык ориентировки в пространстве (игра «Найди свой листик», «Веселый круг», игра-танец «Мы вместе» и т.п.). Таким образом, элементарные математические представления у дошкольников усваиваются, закрепляются и развиваются посредством музыкального материала. Освоение математических представлений продолжается и в повседневной жизни. Во время дежурства дети называют какое количество посуды не хватает на столах, на какое количество детей сегодня накрыты столы и т.д. Во время прогулок мы с детьми отмечали нынешний день, месяц, время года. Рассматривая объекты живой неживой природы, называют цвет, форму, размер предмета или объекта. (Найди самое высокое или низкое растение на участке и т. д.). В самостоятельной деятельности дети используют «кубики Никитина», «Геоконт», различные мозаики, пазлы, дидактические игры (слайд 47) ( «Геометрическое лото», «Назови соседей», «Цифры» и др.) При знакомстве детей с весами знакомимс измерением массы предмета. Рассказываем, какие бывают часы (солнечные, цифровые, электронные и т. д.). Полученные знания, дети используют в сюжетно – ролевых играх «Магазин», «Повар», «Учитель». Интеграция позволила объединить воедино все виды деятельностиребенка в детском саду, одна тема перетекает из одной образовательной области в другую,и в каждой решаются свои обучающие, закрепляющие и воспитательные задачи. По мнению многочисленных исследователей, интегрированное обучение способствует формированию у детей целостной картины мира, дает возможность реализовать творческие способности, развивает коммуникативные навыки и умение свободно делиться впечатлениями. Практика показывает, что старшие дошкольники проявляют повышенный познавательный интерес к занятиям только в том случае,когда заинтригованы и поражены чем-то им неизвестным. В этом случае информация выглядит в их глазах интересной, почти волшебной. Задача педагога — сделать занятия по формированию элементарных математических представлений занимательными и необыкновенными. Из этого можно сделать вывод, что интеграция глубоко перестраивает содержание образования, приводит к изменениям в методике работы и создает условия и новые обучающие технологии. А так же обеспечивает совершенно новый психологический климат для ребенка и педагога в процессе обучения.
. 2 февраля 2018 в 13:10
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.