Долгополова Вера Викторовна

ФЭМП в интеграции с другими видами деятельности в соответствии с ФГОС ДО

Отличительная особенность современной педагогики – ее устремленность в будущее. В наше время появились не только новые методы изучения математики, но и сама математика является мощным фактором развития ребенка, формированием его познавательных и творческих способностей.

Интеграция (по Ожегову) – части одного целого. Интегрированный подход соответствует одному из принципов дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но емким.

Реформирование системы дошкольного образования в связи с принятием (ФГОС ДО) федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования предполагает пересмотреть устоявшееся в теории и практике содержание, методы и формы работы с детьми. В новых условиях необходимо применять гибкие модели и технологии образовательного процесса, предполагающих активизацию самостоятельных действий детей и их творческих проявлений, гуманный, диалогичный стиль общения педагога и ребенка.

Интегрированные занятия это не нововведение, а хорошо забытое старое и знакомое, особенно опытным педагогам. Ведь термин «интегрированные» занятия появился ещё в 1973 году, но этот вопрос был недостаточно разработан в то время.

Согласно ФГОС ДО программа должна строится на основе принципа интеграции образовательных областей: 

  1. социально-коммуникативное развитие

  2. познавательное развитие

  3. речевое развитие

  4. художественно-эстетическое развитие

  5. физическое развитие

(ФЭМП) Формирование элементарных математических представлений дошкольников входит в образовательную область "Познавательное развитие" и направлено на получение первичных  о свойствах и отношениях объектов окружающего мира : о форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени

Именно при приобретении математических представлений, ребенок получает достаточно чувственный опыт ориентировки в разнообразных свойствах предметов и отношениях между ними, овладевает приемами и способами познания, применяет сформированные в ходе обучения знания и навыки на практике.

Интеграция умственной и физической нагрузки может осуществляться в процессе наполнения физкультурных видов деятельности математическим содержанием.Во время проведения (НОД) непосредственной образовательной дельности по физической культуре дети встречаются с математическими отношениями: сравнить предмет по величине и форме или определить,  где левая сторона, а где правая. На занятиях мы используем различные плоские и объемные геометрические фигуры и цифры.  Большая работа ведется по ориентировке в пространстве и относительно своего тела.

(ФЭМП) Формирование элементарных математических представлений  непосредственно связанно с образовательной областью «Речевое развитие», где основной задачей является развитие математического словаря у детей . В процессе интеграции осуществляется практическое усвоение детьми лексико-грамматических категорий и отрабатывается правильное звукопроизношение.

 Процесс формирования математического словаря предполагает планомерное усвоение, постепенное его расширение. Так, качественные отношения «много»«один», «ни одного»«столько — сколько»«поровну»«больше»,«меньше»)  должны осознаваться в практических действиях по сравнению совокупностей и отдельных предметов;

На занятиях дети учиться не только распознавать величину предметов, но, и правильно отражать свои представления («шире — уже»«выше — ниже»«толще — тоньше»); отличать изменения общего объема «больше — меньше»,«большой — маленький»); находить более сложные ориентировки в величине предметов ( «высокий»,«ниже»«самый низкий»); осваивать существительные, обозначающие предметы, геометрические фигуры «круг», «квадрат»«треугольник»),  а так же пространственные отношения и временные обозначения («утро»«день»«вечер»«ночь»«сегодня»«завтра», «быстро»«медленно»; названия дней недели, месяцев).

Ознакомление с литературными произведениями и малыми формами фольклора способствует формированию у ребенка представлений об особенностях различных свойств и отношений, которые существуют в природном и социальном мире; это развивает мышление и воображение ребенка, обогащает эмоции, дает образцы живого русского языка. Многие произведения, способствуют формированию представлений о количественных отношениях, частях суток, днях недели, временах года, величине и ориентировке в пространстве.

Во время чтения художественной литературы и составления небольших рассказов, нами обращалось внимание на количество частей того или иного произведения.В любой из сказок, будь она народная или авторская, присутствует целый ряд математических понятий. Сказки  «Колобок»«Теремок», «Репка»«Зимовье» и «Телефон» знакомит с количественным и порядковым счетом, да еще и основами арифметических действий. В работе также широко можно использовать такие малые фольклорные формы как, пословицы, поговорки, потешки, прибаутки, считалки и конечно загадки.

Математика проникает в «Художественно эстетическое развитие» и помогать решать задачи через свои методы и приемы. Зрительные,  осязательные ориентиры помогут детям более детально запомнить, прочувствовать те или иные математические понятия.  «Пластилиновые цифры» — поделки из пластилина в виде той или иной цифры, «Мой домик»«Цветная мозаика» — конструирование из геометрических фигур или «Веселые цифры».) Мы обращаем внимание, на сколько частей и какого размера нужно разделить кусок пластилина или полоску бумаги.Как можно получить предмет той или иной формы, закрепляя не только цвет, форму, размер предмета, но и его пространственное расположение.  При проведении рисования растений, природы,  отмечаем расположение предметов, считаем сколько частей и где, нужно изобразить, объект находится  в верхнем правом углу и в нижнем левом углу и т.п.)

На музыкальных занятиях используем музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма, которые способствуют развитию и закреплению некоторых математических определений. Дети узнают, что звук бывает длинным и коротким, высоким и низким ("Звучащий клубок”, "Игры с пуговицами”, "Птички и птенчики”, "Три медведя” и т. д.)  Музыкальные подвижные игры способствует закреплению знания цвета, формы предмета. А так же закрепляется навык ориентировки в пространстве (игра «Найди свой листик»«Веселый круг», игра-танец «Мы вместе» и т.п.). Таким образом, элементарные математические представления у дошкольников усваиваются, закрепляются и развиваются посредством музыкального материала.

Освоение математических представлений продолжается и в повседневной жизни. Во время дежурства дети называют какое количество посуды не хватает на столах, на какое количество детей сегодня накрыты столы и т.д.  Во время прогулок мы с детьми отмечали нынешний день, месяц, время года. Рассматривая объекты живой неживой природы, называют цвет, форму, размер предмета или объекта. (Найди самое высокое или низкое растение на участке и т. д.). В самостоятельной деятельности дети используют «кубики Никитина»«Геоконт», различные мозаики, пазлы, дидактические игры (слайд 47) «Геометрическое лото», «Назови соседей»«Цифры» и др.) При знакомстве детей с весами знакомимс измерением массы предмета. Рассказываем, какие бывают часы (солнечные, цифровые, электронные и т. д.). Полученные знания, дети используют в сюжетно – ролевых играх «Магазин»«Повар»«Учитель».

Интеграция позволила объединить воедино все виды деятельностиребенка в детском саду, одна тема перетекает из одной образовательной области в другую,и в каждой решаются свои обучающие, закрепляющие и воспитательные задачи. По мнению многочисленных исследователей, интегрированное обучение способствует формированию у детей целостной картины мира, дает возможность реализовать творческие способности, развивает коммуникативные навыки и умение свободно делиться впечатлениями. Практика показывает, что старшие дошкольники проявляют повышенный познавательный интерес к занятиям только в том случае,когда заинтригованы и поражены чем-то им неизвестным. В этом случае информация выглядит в их глазах интересной, почти волшебной.  Задача педагога — сделать занятия по формированию элементарных математических представлений занимательными и необыкновенными. Из этого можно сделать вывод, что интеграция глубоко перестраивает содержание образования, приводит к изменениям в методике работы и создает условия и новые обучающие технологии. А так же обеспечивает совершенно новый психологический климат для ребенка и педагога в процессе обучения. 



.

2 февраля 2018 в 13:10

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.