Долгополова Вера Викторовна
Родительский клуб "Семейный очаг" Тема: «В ЦАРСТВЕ УПРЯМСТВА И КАПРИЗОВ» ИЛИ «КАК ПРЕОДОЛЕТЬ КРИЗИС 3-летнего ВОЗРАСТА» (Круглый стол с участием педагога-психолога)
Цели:
1. Уточнение и расширение знаний родителей о психологических особенностях ребенка 3-х лет.
2. Формирование практических поведенческих навыков общения с ребёнком в кризисный период.
Программа работы клуба: 1. Орг. момент. Приветствие 2. Выступление педагога-психолога «Особенности проявления кризиса 3-летнего возраста» (слайдовая презентация) 3.«Есть мнение…» (Решение педагогических ситуаций.) 4.Практические советы педагога «Как преодолеть трудный возраст» 5.Рисование «Мир детства и мир взрослых». Оборудование: ноутбук, проектор, экран, памятки для родителей, полоски цветной бумаги, булавки, ручки, карандаши или фломастеры, чистые листы бумаги, клубок ниток. Ход мероприятия: 1. Орг. момент. Приветствие Родители сидят за столами, разбившись на группы. Воспитатель предлагает им изготовить визитку из цветной бумаги. Цвет избирается каждым участником по желанию (цвет символизирует сиюминутное настроение). Используемые цвета: красный, желтый, оранжевый, зеленый, фиолетовый, черный. Воспитатель задает родителям вопрос: «Как бы вы хотели, чтобы к вам сегодня обращались?» Эту форму обращения необходимо написать на визитке. Изготовленные визитки прикрепляются к одежде. Цель: оценить эмоциональное состояние участников в начале занятия, отметить степень готовности к сотрудничеству при помощи цветовой методики А. Лутошкина. Критерии оценки: а) красный – восторженное настроение; б) желтый – светлое, приятное; в) оранжевый – радостное; г) зеленый – спокойное; д) фиолетовый – тревожное, напряженное; е)черный – уныние, полное разочарование, упадок сил.
другим идею (замысел) своей визитки или почему выбрано именно такое обращение. 2. Выступление психолога. Третий год жизни ребенка, кажется, самое трудное позади, ребенок повзрослел, стал более самостоятельным, однако многие родители и не догадываются, что конец раннего возраста -один из труднейших периодов в жизни и ребенка, и взрослого. Ребенок все чаще говорит: «Я сам», «Я хочу» и т. п., все чаще закатывает истерики, устраивает бунт против окружающих, пытается добиться своего любыми способами. Такое поведение зачастую огорчает, беспокоит и ставит в тупик даже самых заботливых родителей. «Что происходит с ребенком? Неужели мы плохо его воспитали? Как заставить его быть послушным?» – именно эти вопросы все чаще и чаще задают себе родители, когда ребенок достигает 3-летнего возраста. Так как далеко не каждый родитель знает, что кризис 3 лет – это не просто очередной возрастной этап, а этап, на котором происходит становление новых качеств, перестройка личности ребенка. И от того, насколько безболезненно он пройдет, зависит дальнейшее эмоционально-личностное развитие малыша. Поэтому проблема развития и воспитания детей 3-летнего возраста актуальна в условиях и дошкольного, и семейного воспитания. И требует ее совместного решения, как со стороны педагога, так и со стороны родителя. «Привыкание к детскому саду совпадает с кризисным моментом в психическом развитии ребенка. К трем годам родители замечают серьезные изменения в своем ребенке, он становится упрямым, капризным, вздорным. Многие не знают, что в это время происходит очень важный для ребенка психический процесс – это первое яркое выражение своего «Я», это его попытка самостоятельно отделиться от матери, научиться делать самому и как-то решать свои проблемы. Кризис 3 лет называют «семизвездием симптомов». (Психолог обращает внимание на слайд с изображением семиконечной звезды.) Симптомы кризиса 3лет Негативизм (стремление делать все на
Упрямство (ребенок добивается своего только потому, что он этого захотел). Строптивость (капризы по любому поводу, постоянное недовольство всем, что предлагает взрослый). Своеволие (ребенок все хочет делать сам).
Бунт против окружающих (ребенок ссорится со всеми, ведет себя агрессивно). Обесценивание ребенком личности близких (говорит бранные слова в адрес родителей, замахивается игрушками, отказывается в них играть). В семьях с одним ребенком встречается стремление к деспотичному подавлению окружающих. Вся семья должна удовлетворять любое желание маленького тирана, в противном случае ее ждут истерики. Если в семье несколько детей, этот симптом проявляется в ревности, агрессии, в требовании постоянного внимания к себе. Специалисты по детской психологии, описывающие симптомы этого кризиса, подчеркивают, что в центре его стоит бунт ребенка против авторитарного воспитания, против сложившейся ранее системы отношений в семье, за эмансипацию своего «Я». Ребенок все чаще произносит: «Я – сам», что говорит о стремлении к самостоятельности, автономности. В этот период происходит ломка прежних и становление новых качеств личности ребенка. Появляется «гордость за достижения», ребенку требуется одобрение, похвала взрослого. Признание окружающих меняет чувства ребенка – переживание успеха или неуспеха. Он сам начинает смотреть на себя глазами другого. Родители не должны пугаться остроты протекания кризиса. Это яркое проявление ребенка в самоутверждении. И, наоборот, внешняя «бескризисность», создающая иллюзию благополучия, может быть обманной, свидетельствовать о том, что в развитии ребенка не произошло соответствующих возрастных изменений. Некоторые особенности проявления кризиса 3 лет Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев. Как правило, фаза эта заканчивается к 3,5-4 годам. Случайные приступы упрямства в более старшем возрасте – тоже вещь вполне нормальная. Пик упрямства приходится на 2,5-3 года жизни. Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки. Девочки капризничают чаще мальчиков. В кризисный период приступы упрямства случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых – до 19 раз! Если дети по достижении 4 лет продолжают часто упрямиться и капризничать, то, вероятнее всего, речь идет о «фиксированном» упрямстве, истеричности как удобных способах манипулирования родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддававшихся нажиму со стороны ребенка, нередко ради своего спокойствия. 3. «Есть мнение…» (Решение педагогических ситуаций.) Каждой группе родителей предлагается карточка с описанием какой-то проблемной ситуации, и каждая группа вырабатывает три способа (стратегический, тактический и фантастический) решения данной проблемы. Варианты проблемных ситуаций: «Что делать, если…».
3. Войдя в комнату, вы видите, что все игрушки, которыми играл ребенок, разбросаны на полу, уговоры собрать не действуют. Вы чувствуете, как усиливается ваше недовольство, напряжение… и т. п. 4. Практические советы педагога «Как преодолеть трудный возраст»
«Многих родителей мучает вопрос: может ли родитель, действуя грамотно, смягчить проявления кризиса? Как помочь ребенку выйти из него, не вынося в душе негативные качества: ведь упрямство – это крайняя степень проявления воли, необходимого для ребенка качества; капризность – демонстрация собственной значимости для других, ощущение своего «Я». Как вести себя родителям в период кризиса Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка. Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете. Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребенку – это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки еще сильнее взбудоражат. • Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении. • Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ у ребенка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает одно — взять его за руку и увести. Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая плохая девочка, ай-ай-ай!» Ребенку только этого и нужно. Постарайтесь схитрить: «Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка…)»; «А что это там за окном ворона делает?» – подобные отвлекающие маневры заинтригуют капризулю, он успокоится. 5. Рисование. Далее родителям предлагается в течение
Обсуждение по вопросам (к родителям): Есть ли взаимодействие между миром взрослых и миром детей на Вашем рисунке? Как они могут взаимодействовать, помочь друг другу? В каком мире Вам хочется быть сейчас? Как Вы думаете, что хотят сказать взрослые на этом рисунке детям? А что дети хотят сказать взрослым? Есть ли на рисунке место конфликту? Где? Пусть родители попробуют проиграть ситуацию взаимодействия взрослого и ребенка, которые могут разрешаться как конфликтным, так и бесконфликтным способами. В процессе проигрывания заявленной ситуации важно прояснять мотивы поведения ребенка и соотносить их с целесообразностью избираемых родителями способов регулирования на ситуацию. 6. Заключительный этап. В качестве рекомендаций родителям выдаются памятки: Советы психолога Взрослые должны сохранять общее положительное отношение ребенка к самому себе. Не следует сравнивать неудачи ребенка с успехами других. Там, где возможно, дайте ему право самому выбирать, дайте больше самостоятельности. Уважайте замыслы малыша, отвечайте так, чтобы ребенок чувствовал вашу заинтересованность в делах. Если вы позволите малышу с помощью истерики добиться цели, это станет устойчивой формой поведения. Как только ребенок начинает капризничать, обнимите его, уверьте в своей любви и постарайтесь отвлечь от каприза. Когда ребенок успокоится, ласково поговорите с ним. Скажите ему, что вас огорчило его поведение, выразите уверенность, что в дальнейшем он будет вести себя лучше. ” Постарайтесь поменьше читать мораль, устанавливать запреты, наказывать и побольше ласки, терпения, даже ценой некоторых компромиссов. 7. Рефлексия. От участника к участнику передается клубочек.
Список используемой литературы: 1. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. «Искусство общения с ребенком».М;-2004. 2. Смирнова Е.О. «Психология ребенка».М.; 1997. 3. Кряжева Н.Л. «Развитие эмоционального мира детей».Ярославль.1997. 4. Яковлева Н.Г. «Психологическая помощь дошкольнику».М.; 2002. 2 февраля 2018 в 13:15
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.